ТРЕТИЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ПАКЕТ ВСТУПАЕТ В ДЕЙСТВИЕ

22 ноября с.г. Государственная Дума приняла в третьем и окончательном чтении внесенные правительством РФ законы, входящие в так  называемый третий антимонопольный  пакет. Затем они прошли процедуру утверждения в Совете Федерации и были подписаны  президентом России. С 1 января 2012 года эти законы вступают в силу. Этому событию была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся  22 декабря в управлении Федеральной антимонопольной службы  по Республике Ингушетия и Чеченской Республике.

 Итак, что же это такое, третий антимонопольный пакет?

В него входят законы «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты РФ» и «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях». Как было подчеркнуто на пресс-конференции, поправки уточняют порядок признания цен монопольно высокими. Первый документ устанавливает более четкие правила  признания цен монопольно высокими. В отличие от прежнего положения закона, теперь не может быть признана монопольно высокой цена, сформировавшаяся в ходе биржевых торгов. Сокращается перечень запретов на соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов и, соответственно, оснований для признания таких соглашений картелями.

Новое законодательство предоставляет дополнительные гарантии лицам, в отношении которых ведется производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе путем установления минимально необходимого периода анализа товарного рынка. Он теперь составляет не менее одного года. Теперь будет вестись реестр физических лиц, привлеченных к административной ответственности. Это позволит исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности за однократное злоупотребление доминирующим положением.

Внесены изменения в статью 178 Уголовного кодекса РФ, исключающие ответственность за согласованные действия и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов. Это обозначает, что уголовное преследование будет осуществляться только за наиболее опасные для конкуренции деяния – картельные сговоры.

Такая либерализация антимонопольного законодательства далась парламентариям в результате жарких дебатов. Ко второму чтению в документы было внесено 57 поправок. В частности, из примечаний о том, когда лицо освобождается от уголовной ответственности по статье 178 УК РФ, было изъято упоминание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате незаконных действий. Депутаты сочли возможным освобождать от уголовной ответственности в случае, если лицо, совершившее правонарушение, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом ликвидировало вред, причиненный в результате действий, предусмотренных статьей 178 УК РФ и если в его  действиях не содержится иного состава преступления.

Вместе с тем, следует  отметить увеличение прав и предоставление дополнительных полномочий федеральной антимонопольной службы. Теперь ей предоставлено право отменять гостендеры, проведенные с нарушением правил, а также вести реестры лиц, привлеченных к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением и реестры должностных лиц органов власти, привлеченных к административной ответственности за ограничение конкуренции.

Среди других положений нового законодательства следует назвать запрет органов власти на создание дискриминационных условий хозяйствующим субъектам, запрет на установление непредусмотренных законодательством платежей, запрет на указание хозяйствующим субъектам о приобретении конкретных товаров. При этом сохраняется право и возможность предоставления государственных и муниципальных преференций субъектам малого и среднего бизнеса в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития предпринимательства.

Расширяются права и возможности правительства РФ. В частности, оно получает право устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры рынков в сферах деятельности естественных монополий. Существенен и такой момент. Теперь порядок определения критериев существенного изменения цен на электроэнергию и электрическую мощность закреплен за правительством РФ.

Подведем итоги в части нововведений в  антимонопольное законодательство. Законом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс РФ, которые исключали бы уголовную ответственность за согласованные действия и «вертикальные» соглашения (продавец – покупатель), сохраняется ответственность только за картельный сговор. Снимается запрет на согласованные действия конкурентов, совокупная доля которых  на товарном рынке менее 20%, а индивидуальная – менее 8%. Максимальный штраф за злоупотребление доминирующим положением на рынке, не связанное с ограничением конкуренции, будет составлять один миллион рублей. Предполагается внесение в КоАП РФ обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Согласно закону антимонопольный орган получает право направлять организациям предупреждения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства. Такие предупреждения могут направляться не только когда действия организации содержат признаки нарушения законодательства, но и в том случае, если организация публично заявила о планируемом поведении на товарном рынке, которое может привести к нарушению закона.

В заключение пресс-конференции ее устроители выразили мнение, что третий антимонопольный пакет приближает наше законодательство в этой области к законодательству развитых цивилизованных стран. Сам по себе этот факт не может не радовать, но давно известно: что русскому хорошо - то немцу смерть, и наоборот. Как будут работать положения третьего антимонопольного пакета в условиях нашей коррупции, неуважения к закону – вот вопрос, ответ на который даст только жизнь.