Что делать, если подана заявка на замену прибора учета в ресурсоснабжающую организацию, но процесс замены затянулся?

Сфера деятельности: Электроэнергетика

С 1 июля 2020 года для цели учета электрической энергии подлежат установке счетчики с возможностью дистанционной передачи показаний. В законодательстве такие устройства именуются как интеллектуальная система учета электрической энергии (далее – ИСУЭ).

Соответствующие изменения были внесены в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 (далее – Основные положения), а также в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домом, утвержденные Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354),

Обязанность по установке таких счетчиков лежит на гарантирующих поставщиках электроэнергии, а для потребителей услуг переход будет "бесплатным".

замена счетчика электроэнергии производится гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в течение 6 месяцев со дня подачи потребителем заявления о замене (установке) счетчика или истечения межпроверочного интервала.

 

В соответствии с пунктом 80_2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установка (замена) индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:

 

    с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению);

 

    с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности;

 

    с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем.

 

В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20 процентам стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя, направленной не ранее истечения указанного срока в отношении гарантирующих поставщиков (для сетевых организаций с момента истечения срока, указанного в разделе X «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию (предоставления показаний прибора учета электрической энергии). Начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в соответствии с абзацами первым – четвертым настоящего пункта величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40 процентов стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.

В первую очередь, вы должны знать, что ответственность за оснащение приборами учета на розничных рынках закреплена за сетевыми организациями, для принятия мер реагирования- это допуск в эксплуатацию прибор учета, с момента обращения не позднее 6 месяцев. В противном случае, в действиях ресурсоснабжающей организации содержатся признаки нарушения Закона о защите конкуренции, антимонопольное ведомство принимает меры реагирования.

Так, в Ингушское УФАС России 9.03.2021 года обратился Заявитель с жалобой, который сообщил, что в ПАО «Россети Северный Кавказ»- «Ингушэнерго» им был направлен запрос о необходимости замены неисправного счетчика.

 «Ввиду бездействия организации уже 4-й месяц, обращаюсь к вам за решением проблемы»- отметил Заявитель.

В тот же день, 9.03.2021 года, специалисты Управления начали работу по установлению всех обстоятельств обращения. Так, по запросу Ингушского УФАС России, ресурсоснабжающая организация сообщила, что заявка на замену прибора учета была подана 10.12.2020 года.

Отметим, что сотрудниками электрических сетей была произведена замена прибора учета электроэнергии уже через три дня- 12.03.2021 года.

Таким образом в действиях «Ингушэнерго» отсутствуют признаки нарушения Закона о защите конкуренции, так как действия по замене прибора были произведены в установленный законом срок.

Заявитель, в свою очередь, делится своей радостью по поводу установки  нового счетчика.

Примечание:

 

*потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Преамбула Закона РФ 2300-1 «О защите прав потребителей»).

 

*потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).