Приказ ФАС России от 02.04.2019 № 396/19 "Об утверждении Методических рекомендаций о правилах антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорных функций"

Приказ ФАС России от 02.04.2019 № 396/19 "Об утверждении Методических рекомендаций о правилах антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорных функций"

02 апреля 2019, 16:45

Приказ ФАС России от 02.04.2019 № 396/19

 

Об утверждении Методических рекомендаций о правилах антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорных функций

 

         В целях исполнения Сводного плана приоритетного проекта "Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности" и пунктов 15, 27, 29, 36, 19-26, 30-35 Комплекса правовых, организационных и профилактических мер по минимизации выявленных коррупционных рисков при осуществлении гражданскими служащими ФАС России контрольно-надзорных функций, утвержденных приказом ФАС России от 28.12.2017 № 1837/17

п р и к а з ы в а ю:

         1. Утвердить Методические рекомендации о правилах антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорных функций (прилагаются).

         2. Руководителям территориальных органов, начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФАС России ознакомить находящихся в подчинении государственных гражданских служащих с Методическими рекомендациями о правилах антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорных функций под роспись.

         Копии листов ознакомления представить в Управление государственной службы в 10-дневный срок.

         3. Руководителям инспекций до проведения выездных проверок обеспечивать ознакомление членов инспекций с Методическими рекомендациями о правилах антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорных функций.

         4. Начальникам структурных подразделений и руководителям территориальных органов ФАС России осуществлять контроль исполнения гражданскими служащими Методических рекомендаций о правилах антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорных функций. В случае выявления у гражданских служащих при осуществлении контрольно-надзорных функций признаков нарушения должностных обязанностей и правил служебного поведения инициировать проведение соответствующих проверок.

         5. Приказ ФАС России от 30 марта 2018 г. № 420/18 «Об утверждении Методических рекомендаций о правилах антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при проведении проверок» признать утратившим силу.

         6. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России А.В. Доценко.

 

 

Руководитель                                                                                                И.Ю. Артемьев

 

 

Утверждены

приказом ФАС России

от _02.04.2019_ № _396/19__

 

Методические рекомендации о правилах антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорных функций

 

Введение

 

            Методические рекомендации о правилах антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорных функций (далее - Правила) разработаны и утверждены в целях исполнения комплекса правовых, организационных и профилактических мер по минимизации выявленных коррупционных рисков, утвержденных приказом ФАС России № 1837/17 от 28.12.2017, а также в целях исключения каких-либо нарушений, которые можно квалифицировать как коррупционные, при осуществлении гражданскими служащими ФАС России контрольно-надзорных функций.

         Правила рекомендуются для исполнения гражданскими служащими ФАС России, в чьи должностные обязанности входит осуществление контрольно-надзорной деятельности в соответствии с их должностными регламентами.

         Действия гражданского служащего ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности должны соответствовать правилам антикоррупционного поведения, что предполагает активность его действий, направленных на предотвращение коррупционных проявлений, и строгое соблюдение установленных предписаний в виде отказа при необходимости от совершения каких-либо действий.          При этом поведение гражданского служащего должно соответствовать этическим правилам, сформировавшимся в обществе и установленным этическим кодексом государственных гражданских служащих Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 25.02.2011 № 139.

Основные понятия

         Гражданский служащий должен знать основные нормы антикоррупционного законодательства и обязанности, которые на него в связи с этим возлагаются, в том числе нормативно-правовые акты ФАС России (приказы ФАС России) в сфере противодействия коррупции.

         Коррупционные правонарушения - обладающие признаками коррупции гражданско-правовые деликты (правонарушения), дисциплинарные проступки, административные правонарушения, а также преступления.

         Коррупционное правонарушение характеризуется незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества, государства в целях получения выгоды (преимуществ) для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

         К коррупционным преступлениям относится: злоупотребление должностными полномочиями; дача взятки; получение взятки; посредничество во взяточничестве; незаконное участие в предпринимательской деятельности; служебный подлог.

         Взятка - принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (бездействие) в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

         Форма взятки: предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость. Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

         Завуалированная форма взятки - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за выполнение иной оплачиваемой работы – чтение лекций, публикация статей, книг и т.д., "случайный" выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, процентных ставок по кредиту и так далее.

         Действия должностного лица квалифицируются как получение взятки, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, и при этом он использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

         Гражданский служащий должен знать, что в соответствии с российским законодательством (пункт "б" части 5 статьи 290 УК РФ) под вымогательством взятки понимается не только требование должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (лица), но и заведомое создание условий, при которых гражданин (лицо) вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24).

         Вымогательство может быть как вербальным, так и невербальным, т.е. путем определенных жестов, которые могут быть восприняты как просьба (намек) о даче взятки инспектору при проведении выездной проверки. К числу "коррупциогенных" выражений относятся, например: "вопрос решить трудно, но можно", "спасибо на хлеб не намажешь", "договоримся", "нужны более веские аргументы", "нужно обсудить параметры", "ну что делать будем?" и т.д. Гражданский служащий обязан воздерживаться от употребления подобных выражений и жестов при взаимодействии с гражданами, должностными лицами. Также обсуждение определенных тем с представителями организаций, должностными лицами и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий служащих и работников, может восприниматься как просьба о даче взятки. К числу таких тем относятся, например:

         - низкий уровень заработной платы, нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;

         - желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;

         - отсутствие работы у родственников гражданского служащего;

         - высокие существующие ставки кредитов в финансовых учреждениях и др.

         Гражданские служащие должны понимать, что определенные исходящие от них предложения, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, также могут восприниматься как просьба о даче взятки. К числу таких предложений относятся, например, предложения:

         - предоставить государственному служащему, работнику и (или) его родственникам скидку;

         - воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;

         - внести деньги в конкретный благотворительный фонд;

         - поддержать конкретную спортивную команду и т.д.

         Гражданские служащие должны понимать, что совершение ими определенных действий, таких как: получение подарков, посещение ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего или работника, оформление льготных кредитов в проверяемой или аффилированной с нею финансовой организации и т.д. может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.

         Посредничество во взяточничестве - непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя или иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки (статья 291.1 УК РФ).

         Незаконное участие в предпринимательской деятельности - учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

         Служебный подлог - внесение должностным лицом, а также государственным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

         Злоупотребление должностными полномочиями - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

         К коррупционным дисциплинарным проступкам относят несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

         Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

         Личная заинтересованность - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми данное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Личная заинтересованность служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья государственного служащего и т.д.

 

Основные правила поведения гражданских служащих при осуществлении контрольно-надзорной деятельности

 

         1. Должностные лица ФАС России при проведении административных процессуальных действий и иных мероприятий при проведении государственного контроля (надзора) в части, относящейся к сфере деятельности Федеральной антимонопольной службы, должны строго соблюдать права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учитывая презумпцию их добросовестности, а при выявлении нарушений – обеспечивать всестороннее, полное, объективное и своевременное выявление обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечивать исполнение вынесенного постановления (предписания), а также выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, с последующим принятием своевременных, эффективных и оптимальных мер, направленных на их устранение.

         При осуществлении своих должностных обязанностей, связанных с исполнением контрольно-надзорных функций, гражданские служащие должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами, относящимися к указанным функциям, неукоснительно соблюдать все указания руководства ФАС России, непосредственного начальника, а также председателя соответствующей комиссии ФАС России, руководителя инспекции, за исключением незаконных.

        Незаконное поручение может заключаться в необходимости совершения действий, содержащих признаки коррупционного поведения. В связи с этим, при получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению служащего, незаконным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование незаконности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме государственный служащий обязан отказаться от его исполнения.

         2. Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки, либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемым для гражданского служащего, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.

         Для предупреждения подобных негативных последствий гражданским служащим следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, в частности, воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку, или как просьба о даче взятки.

         3. Поведение гражданского служащего должно быть корректным, не связанным с проявлением высокомерия, грубости, неуважительного отношения к человеку, не допускающим оскорблений, угроз в его адрес.

         Гражданский служащий должен заботиться о своей моральной репутации, а также уметь проявлять по отношению к гражданам лояльность, при необходимости идти на компромисс, взаимодействие и конструктивное сотрудничество в рамках закона.

         Гражданский служащий при исполнении должностных обязанностей должен проявлять такие качества как честность, справедливость, беспристрастность, вежливость, доброжелательность, внимательность, проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

         Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличает официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

         Нежелательно сообщать представителям подконтрольных субъектов информацию о номерах личных мобильных телефонов гражданских служащих во избежание возможных провокаций со стороны подконтрольных субъектов, что может, в частности, проявляться в следующем:

         - получение звонков или СМС-сообщений, содержащих информацию коррупционного характера, что потребует письменного уведомления представителя нанимателя о склонении к коррупционным правонарушениям;

         - получение информации компрометирующего характера с целью давления при принятии решения;

         - передачу сведений о личных телефонах гражданских служащих третьим лицам.

         4. Действия гражданского служащего в случае предложения взятки.

         Вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку.

         Внимательно выслушать и точно запомнить предложенные условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов).

         Постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи.

Не берите инициативу в разговоре на себя, больше "работайте на прием", позволяйте потенциальному взяткодателю "выговориться", сообщить Вам как можно больше информации.

         При наличии у Вас такой возможности необходимо постараться скрытно записать предложение о взятке.

         Некоторые косвенные признаки предложения взятки:

         - Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие "опасные" выражения при этом не допускаются;

         - В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте);

         - Сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе, компьютере или смартфоне и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю;

         - Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток;

         - Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

         5. Действия гражданского служащего после предложения взятки.

         При получении гражданским служащим предложения о совершении коррупционного правонарушения он обязан незамедлительно, а если указанное предложение поступило вне служебного времени, незамедлительно при первой возможности уведомить представителя нанимателя о склонении к коррупционному правонарушению в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и приказом ФАС России от 19.05.2010 № 255 (ред. от 12.04.2017) "О порядке уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной антимонопольной службы руководителя ФАС России (руководителя территориального органа ФАС России) о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, организации проверок этих сведений и регистрации уведомлений" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2010 № 17869).

         6. Действия, осуществление которых может восприниматься как согласие о приеме взятки:

         - переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) гражданского служащего;

         - родственники гражданского служащего устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия);

         - родственники гражданского служащего соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.

         7. Гражданские служащие, в должностные обязанности которых входит участие в контрольно-надзорных мероприятиях, должны избегать ситуации, когда гражданский служащий остается один на один с проверяемым субъектом. Это может явиться основанием для обвинения гражданского служащего в неправомерных действиях, совершения в отношении него провокационных действий, в том числе и коррупционного характера.

         8. Гражданские служащие, в должностные обязанности которых входит выполнение контрольно-надзорных функций, должны принимать меры по предотвращению возможного конфликта интересов при проведении проверки, для чего, как только им стало известно о включении в состав комиссии, предпринять меры по исполнению требований статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а именно: при необходимости уведомлять представителя нанимателя о конфликте интересов или о возможности его возникновения в соответствии с приказом ФАС России от 28 июня 2016 г. № 820/16 "Об утверждении порядка уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов, работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной антимонопольной службой, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов" (Зарегистрировано в Минюсте России 18 июля 2016 г.           № 4288813).

         9. Если при выполнении контрольно-надзорных функций на гражданских служащих оказывается открытое давление или возникает угроза жизни и здоровью гражданского служащего или членам его семьи со стороны сотрудников проверяемой организации либо от других лиц, рекомендуется:

         - по возможности скрытно включить записывающее устройство;

         - с угрожающими держать себя хладнокровно, а если их действия становятся агрессивными, срочно сообщить об угрозах в правоохранительные органы и непосредственному начальнику;

         - в случае, если угрожают в спокойном тоне (без признаков агрессии) и выдвигают какие-либо условия, внимательно выслушать их, запомнить внешность угрожающих и пообещать подумать над их предложением;

         - немедленно доложить о факте угрозы руководителю инспекции и написать заявление в правоохранительные органы с подробным изложением случившегося;

         - в случае поступления угроз по телефону, по возможности, определить номер телефона, с которого поступил звонок, и записать разговор;

         - при получении угроз в письменной форме необходимо принять меры по сохранению возможных отпечатков пальцев на бумаге (конверте), вложив их в плотно закрываемый полиэтиленовый пакет.

         10. Гражданский служащий обязан принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за которую он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением служебных обязанностей.

Гражданский служащий может сообщать и использовать служебную информацию только при соблюдении действующих в ФАС России норм и требований. Информация, ставшая известной гражданскому служащему при проведении проверки, не должна им разглашаться и использоваться в целях, не связанных с исполнением им своих должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется, в том числе, и на использование информации, не относящейся к конфиденциальной, которая лишь временно недоступна широкой общественности.

         11. Гражданский служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, до подписания соответствующего акта, не должен публично высказывать свои суждения по поводу результатов мероприятия, установленных в ходе мероприятия фактов, если это не входит в его должностные обязанности.

         12. Гражданский служащий не должен просить (принимать) подарки (услуги, приглашения и любые другие выгоды), предназначенные для него или для членов его семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми гражданский служащий имеет или имел отношения, способные повлиять или создать видимость влияния на его беспристрастность.

         13. Если гражданский служащий намерен после увольнения с гражданской службы трудоустроиться в одну из организаций, в отношении которых он исполнял функции государственного управления, в том числе участвовал в проведении контрольно-надзорных мероприятий, то он обязан обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов за получением согласия в порядке, установленном приказом ФАС России от 11.12.2014 № 778/14 "Об утверждении Порядка поступления обращений и заявлений в подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений должностным лицам Федеральной антимонопольной службы".

         14. Гражданскому служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства запрещается давать проверяемому субъекту советы относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

 

Основные правила поведения гражданских

служащих при проведении проверок

 

         1. При проведении проверки гражданский служащий должен руководствоваться законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами, относящимися к проведению проверок, неукоснительно соблюдать все указания руководителя инспекции, за исключением незаконных.

         2. Руководитель инспекции, члены инспекции должны избегать ситуации, когда гражданский служащий остается один на один с проверяемым субъектом, что может явиться основанием для обвинения гражданского служащего в неправомерных действиях, совершения в отношении него провокационных действий, в том числе и коррупционного характера.

         3. В целях исключения провокаций при проведении выездной проверки необходимо:

         - не оставлять без присмотра служебные помещения, в которых работают проверяющие, и личные вещи (одежда, портфели, сумки и т.д.);

         - в случае обнаружения после ухода посетителя, сотрудника проверяемой организации на рабочем месте или в личных вещах каких-либо посторонних предметов, не предпринимая никаких самостоятельных действий, немедленно доложить руководителю инспекции. Руководитель инспекции должен предпринять меры по составлению соответствующего акта, желательно с участием представителя проверяемой организации, при необходимости принять иные меры реагирования.

         4. После завершения выездной проверки руководитель инспекции, члены инспекции не могут осуществлять какие-либо контакты с проверяемым субъектом либо его представителем (в том числе неформального характера) до подписания соответствующего акта проверки.

         5. В случае служебной необходимости все запросы о дополнительном представлении каких-либо материалов направляются проверяемому субъекту официально, с соответствующей их регистрацией в установленном порядке.

Руководитель, члены инспекции после окончания выездной проверки не должны получать какие-либо дополнительно запрошенные документы на руки, без предварительной их регистрации в установленном порядке.

            6. Руководитель инспекции должен предпринять все возможные меры для осуществления аудио- и видеофиксации хода проверки в случае, если такая необходимость возникнет.

            7. Руководитель инспекции, члены инспекции должны принимать меры по предотвращению возможного конфликта интересов при проведении проверки, для чего, как только им стало известно о включении в состав комиссии, предпринять меры по исполнению требований статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а именно: при необходимости уведомлять представителя нанимателя о конфликте интересов или о возможности его возникновения в соответствии с приказом ФАС России от 28 июня 2016 г. № 820/16 "Об утверждении порядка уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов, работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной антимонопольной службой, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов" (Зарегистрировано в Минюсте России 18 июля 2016 г. № 4288813).

         8. Руководитель инспекции должен предпринять все возможные меры для своевременного проведения проверки, своевременного представления руководству ФАС России соответствующего акта и своевременного и полного внесения в ФГИС «Единый реестр проверок» сведений о данной проверке.

 

Особенности поведения гражданских

служащих при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях

 

         1. Должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административном правонарушении, составляет протокол немедленно после выявления совершения административного правонарушения либо выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

         2. Должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административном правонарушении, определяет лицо, являющееся потерпевшим по делу об административном правонарушении (заявителя, сообщившего о факте совершения административного правонарушения) и привлекает его к рассмотрению дела об административном правонарушении с обязательным вручением под роспись (направлением) копий процессуальных документов с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Особенности поведения гражданских

служащих при представлении интересов ФАС России в судебных органах

 

         1. Непосредственный начальник гражданского служащего, в должностные обязанности которого входит представление интересов ФАС России в судебных органах, при приеме на работу в обязательном порядке инструктирует его об основных правилах поведения в суде, в том числе до проведения заседания, в ходе заседания, а также о порядке взаимодействия со сторонами процесса вне судебных органов.

         2. Гражданский служащий ФАС России в ходе судебного заседания обязан строго придерживаться позиции ФАС России, подписанной уполномоченным должностным лицом.

         3. Гражданский служащий ФАС России при представлении интересов ФАС России в суде не должен проявлять инициативу по контактированию с лицами, участвующими в деле, вне зала судебных заседаний во избежание ситуации, при которой могут возникнуть основания для подозрений в коррупционном поведении.

         4. В случае поступления представителю ФАС России со стороны иных лиц, участвующих в судебном заседании, предложений коррупционного характера, гражданский служащий обязан немедленно уведомить об этом представителя нанимателя в соответствии с приказом ФАС России от 19.05.2010 № 255 (ред. от 12.04.2017) "О порядке уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной антимонопольной службы руководителя ФАС России (руководителя территориального органа ФАС России) о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, организации проверок этих сведений и регистрации уведомлений" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2010 № 17869).

 

Особенности поведения гражданских

служащих при подготовке, возбуждении дел и рассмотрении их на заседаниях комиссии

         1. Гражданские служащие обязаны принимать все возможные меры для обеспечения участия заявителей и иных участников дела в заседаниях комиссии.

         Проведение заседания комиссии возможно в отсутствие участника дела только в случае наличия достаточных доказательств извещения стороны о месте и времени рассмотрения дела.

         2. Гражданские служащие (в случае если рассмотрение не является закрытым) допускают на заседание иных лица (слушателей), заявивших о желании присутствовать на рассмотрении дела.

 

Виды ответственности гражданских служащих за несоблюдение

требований антикоррупционного законодательства

и совершение коррупционных правонарушений

 

         За несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, на гражданского служащего налагаются следующие дисциплинарные взыскания:

         1) замечание;

         2) выговор;

         3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

Кроме того, гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

         1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

         2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

         3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

         4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

         5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

         6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

             Сведения о применении к гражданскому служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются государственным органом, в котором гражданский служащий проходил гражданскую службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

         Вместе с тем, гражданский служащий должен знать, что в практику кадровой работы ФАС России введено правило, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей в обязательном порядке учитывается при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина, при его поощрении.

 

За коррупционные уголовно-правовые деяния Уголовным кодексом

Российской Федерации предусмотрены следующие виды наказания

 

         Получение взятки - по разным составам штраф - от 1 млн. рублей до 100-кратного размера взятки; и лишение свободы до 15 лет.

         Дача взятки - по разным составам штраф от 500 тыс. руб. до 90-кратного размера взятки и лишение свободы до 15 лет.

         Посредничество во взяточничестве - по разным составам штраф от 700 тыс. руб. до 80-кратного размера взятки, и лишение свободы до 12 лет.

         Служебный подлог - по разным составам штраф от 80 до 500 тыс. рублей либо лишение свободы до 2 лет, либо принудительные работы до 4 лет.

         Незаконное участие в предпринимательской деятельности - наказывается штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

         Превышение должностных полномочий по разным составам:

- штраф до 80 тыс. рублей или в размере дохода за 6 месяцев, либо право занимать должность до 5 лет, либо принудительные работы до 4 лет, либо арест до 6 месяцев, либо лишение свободы до 4 лет;

         - штраф в размере от 100 до 300 тыс. рублей или в размере дохода до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;

         - лишение свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.