Большое интервью Батыра Точиева по итогам 2020 года

Сфера деятельности: Контроль органов власти

В ушедшем 2020 году все чаще на полосах газет, ТВ и интернет- пространстве стало звучать Управление Федеральной антимонопольной службы региона. С чем это связано, учитывая, что минувший 2020-ый многих заставил поубавить темпы. Обо всем этом и не только  решили побеседовать с руководителем Ингушского УФАС России Батыром Точиевым журналисты печатных региональных СМИ.

Итак, каким был 2020-ый год?  Что получилось, а что нет?

- Мы всегда рассказывали не столько о достижениях, которые есть, сколько о недостатках, которые нам надо обязательно преодолеть. И вот минувший год показал слабые и сильные стороны всех участников рыночных отношений.

Хоть мы и не являемся органом власти ответственным за развитие экономики, мы все равно чувствуем свою ответственность за состояние дел в этой сфере.

Из того, что получилось, отметил бы, что мы добились обратной связи, какой-то осознанности со стороны органов власти. Если до сих пор мы полноценно не могли собрать их в одном зале и рассмотреть практику, то в 2020 диалог состоялся. Я связываю это с конструктивной позицией нового Главы республики.

Четыре проведенных публичных обсуждения, несмотря на тяжелый период пандемии и присутствие на них, в том числе в режиме онлайн, именно уполномоченных и заинтересованных лиц - вот это хороший показатель вовлеченности всех заинтересованных сторон.

Без нарушений не обошлось, к сожалению. Но радует и то, что наблюдается динамика снижения. Очень надеемся, что это не случайность, в связи с пандемией, а осознанное движение к выполнению своих обязательств в строгом соответствии с установленным порядком.

Если в 2018 и 2019 годах наблюдался рост нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления (в 2017 году было выявлено 75 нарушений антимонопольного законодательства, в 2018 году их количество составило 147), то в 2020 году динамика изменилась в сторону снижения (в 2020 году выявлено 59 нарушений).

Также я отмечу, что процент отмененных в суде решений у нас был на уровне статистической погрешности, тут уже команда постаралась, выстроив взвешенную и юридически грамотную позицию ведомства.

Да, все планы осуществить не получилось, но это по причинам независящим ни от нас, ни от кого-либо еще. Каждый год мы проводили большой межрегиональный экономический Форум, это была бы четвертая встреча огромного масштаба и пользы для каждого, кто относит себя к бизнесу, органу власти и вообще к гражданскому обществу. Но надеемся возобновить нашу добрую практику в этом году.

- Такая статистика радует. Тут уж по традиции- «не было бы счастья, да несчастье помогло» получается. Каким образом получилось наладить диалог?

Я всегда подчеркиваю, что Управление открыто к диалогу – традиционный хештэг в соцсетях у нас #мыоткрытоеведомство. Тут история больше о друзьях, а не о вражески настроенных людях, которые так и норовят кого- то наказать, «штрафануть».

Мы уже не в пустыне антимонопольного регулирования, просто нам всем нужно было время, чтобы осознать ценности конкуренции. Почему я говорю «мы»? Потому что считаю, что мы не одни в этой пустыне, а вместе с теми, кто вершит честную конкуренцию, помогая нам тем самым.

Нет у нас баррикад, которые делят на левых и правых- мы все по одну сторону и работаем на одно общее дело, - дело по улучшению качества жизни наших граждан. Антимонопольное ведомство не ставит цель- наказать, нет! Это попытка быть услышанными. И я думаю, нас слышат, в том числе благодаря вам, нашим друзьям журналистам.

Управление подводило итоги года с участием Главы региона. Как мы уже рассказывали на своих страницах, состоялось расширенное совещание. Дали ориентир Правительству и органам власти. Так, как оценили деятельность органов власти в целом?

- Последние два-три года мы все вместе ставили перед собой одну из самых главных задач - увеличение активности нашей методической работы, несмотря на все остальные аспекты нашей деятельности.

Это все обусловлено реализацией Национального плана развития конкуренции, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618. И согласно Национальному плану развития конкуренции к 2020 году необходимо было снизить в два раза число антимонопольных нарушений, допускаемых органами власти.

В связи с этим были развернуты большие площадки по информированию, методической помощи, консультации. Я не ошибусь и не впаду в хвастовство, если скажу, что не видел органа власти, который силком тащит к себе, чтобы обучить. Нет такого, и это при том, что нас 11 человек в штате. Отдача от нас идет максимальная на уровне сил и возможностей, всегда легче предупредить, чем потом выносить решения. Но все ли хотят учиться? Это другой вопрос.

Была озвучена статистика по всем нашим направлениям за три последних года, названы органы власти- рекордсмены, скажем так, в списке нарушителей. Я считаю, это полезная практика- искать пути решения совместно с Главой и Правительством, раз у отдельных органов власти не получается отходить от одних и тех же типовых нарушений.

Опять- таки, нет действий ради галочки, мы заинтересованы в том, чтобы решать проблемы совместно.

Так, например, Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 15 февраля 2019 г. № 92-р утверждена форма акта об антимонопольном комплаенсе, согласно представленной информации всеми органами власти Республики Ингушетия принят документ об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

При этом, анализ, проведенный Управлением показал, что данная система внутреннего контроля не работает: многие органы власти до сих не могут для себя определить в каком направлений больше всего допускается нарушений антимонопольного законодательства и утвердить дорожные карты по их минимизации.

Необходимо понимать, что нарушения антимонопольного законодательства со стороны публично-правовых образований это не частное дело. Любое нарушение в этой части, будь то торги на продажу имущества или передачу в аренду экономически интересного земельного участка, напрямую влияет на репутацию региона и на ее инвестиционной привлекательности. 

С чем вы связываете такую тенденцию?

- Прежде всего, с халатным отношением к своим трудовым обязанностям и нежеланием учиться. Работники контрактных служб и контрактные управляющие не проходят должным образом повышение квалификации и профессиональную переподготовку в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации или вовсе не имеют соответствующего образования. Закон о контрактной системе- это невероятный часовой механизм, который не останавливается ни на секунду. Закон постоянно претерпевает изменения, за ним надо тщательно следить- успевать, если мы хотим проводить свои закупки без нарушений. К сожалению, нередки случаи, когда контрактный управляющий просто не в курсе, что в законе появились кое- какие изменения, в следствии чего появляется очередное нарушение. Это говорит о не вовлеченности в процесс и даже некомпетентности специалиста.

Я не буду голословным, если скажу, что зовем уполномоченных лиц 4 раза в год стабильно на публичные обсуждения правоприменительной практики, в рамках которых разбираем отдельные случаи нарушений, даем подробную информацию о том, как не нужно делать. Эти встречи проводятся отдельно от дополнительных круглых столов, совещаний, семинаров, где так же идет работа.

А как исправить ситуацию?

- Прежде всего, учиться.

Так просто?

- Я понимаю, что учиться - затратно, но намного экономнее обучить одного человека азам государственного заказа, например, чем потом выплачивать многотысячные штрафы.

И конечно, системный совместный подход. Мы, в своей части поможем, каждый орган власти в своей части будет компетентен- вот тогда, я уверен, получится минимизировать этот поток однотипных нарушений.

Здесь я отмечу, что в целях оказания методической помощи нашей республике, между ФАС России и Республикой Ингушетия 16.12.2019 года было заключено Соглашение о взаимодействии.

Согласно Соглашению, органы власти республики являются участниками мероприятий, направленных на активное развитие конкуренции в нашем регионе. Каждому органу власти отведена своя сфера участия в деле развития добросовестной конкуренции и если он (орган власти) будет исправно работать в целях реализации своей части, то результаты будут достойными.

Неутешительные итоги данного Соглашения тоже подводились в рамках прошедшего совещания. Но теперь, когда мы уже научились слышать друг друга, думаю, динамика будет более положительной. Главное, что мы начали такую работу.

Общими усилиями нам необходимо создать условия для эффективного функционирования рынков, открытость и прозрачность в сфере закупок, более того, мы стремимся к тому, чтобы органы публичной власти максимально открыто информировали население об оказываемых ими услугах. Все это направлено на улучшение экономики республики, ее инвестиционной привлекательности и в конечном счете благополучие конечного потребителя. Только в тесном взаимодействии получится добиться желаемых результатов.

 

Спасибо, Батыр Бесланович, за честный диалог.