• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Гарантия честной конкуренции

3 июля в конференц-зале отеля «Артис Плаза» в г. Магасе стартовал региональный семинар-совещание СКФО в рамках исполнения положений Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы. В семинаре-совещании участвовали руководители антимонопольных и правоохранительных органов СКФО и субъектов федерации округа (прокуратуры, МВД, ФСБ, СК).

Среди гостей, приехавших в республику — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Алексей Доценко, начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев. Тема, которую обсуждали – борьба с картельными сговорами. Устойчивое развитие государства невозможно без эффективного функционирования конкуренции. Однако, до сих пор не выработано универсального механизма формирования конкурентных отношений. При этом экономическая теория определилась с факторами, ограничивающими развитие конкуренции. Одним из них является желание доминировать отдельным крупнейшим компаниям, работающим в одной отрасли. С целью получения сверхприбылей компании заключают соглашения (вступают в тайный сговор), получившие в экономической теории определение — «картельный сговор». Образование картелей, как в России, так и за рубежом, имеет длительную историю, на протяжении которой в государствах вырабатываются инструменты противодействия тайным соглашениям, хотя и не всегда эффективные. Недостаточная эффективность применяющихся технологий в борьбе с картельными сговорами объясняется изменениями, происходящими в мировой экономике, где имеет место переход к пониманию конкуренции не только как положению на рынке, а борьбе за весь рынок, в условиях ограниченных ресурсов. Как противодействовать этой беде, тормозящей развитие экономики, какие механизмы разработать – именно об этом шла речь на семинаре-совещании. Перед началом его работы журналисты пообщались с руководителем Ингушского УФАС России Батыром Точиевым. — Сегодня мы намерены обсудить меры противодействия картелям – этому широко распространенному недугу в экономике нашей страны, – сказал он. – И здесь главное – тесное межведомственное взаимодействие с правоохранительными структурами. Увы, картелями у нас покрыта вся экономика страны. Не спасает никакая цифровизация. Буквально на днях Ингушское УФАС России возбудило дело по картельному сговору в отношении двух хозяйствующих субъектов на сумму более 500 млн рублей. Электронные торги, повторюсь, не помогают «очистить» экономику от паразитов, желающих нагреться за чужой счет. Здесь также появились свои хакеры, которые разрабатывают специальные программы участия в торгах, где вместо физических и юридических лиц участвуют роботы, чья победа на торгах предопределена. И как наказывать роботов? Высокие технологии проникают везде и всюду и мы должны упреждать возможные нарушения. На сегодняшний день Федеральная антимонопольная служба представила пятый антимонопольный пакет, который должен поднять на новый уровень регулирование работы бизнеса в условиях цифровой экономики. Например, в законодательстве отсутствуют критерии, позволяющие отнести к доминирующим хозяйствующим субъектам владельцев крупных инфраструктурных платформ, интернет-платформ. Для решения этой проблемы предлагается в Федеральный закон от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» ввести понятие «сетевые эффекты», которые станут критерием признания хозяйствующего субъекта доминирующим, даже если его доля на товарном рынке не превышает 35%. То есть доступ к данным о потребителях, собранным цифровыми платформами, должен будет стать недискриминационным. Большие данные – это новая разновидность капитала, обладающая огромной стоимостью. И они являются частью структуры экономики. Кроме того, предлагается ввести термин «ценовой алгоритм», на основе которого компании анализируют рынки и рассчитывают стоимость своих товаров и услуг. Сейчас с помощью этого программного обеспечения компании могут проводить мониторинг цен на товарном рынке или совершать действия на торгах. И если они используют эти алгоритмы для оптимизации взаимоотношений с конкурентами, то здесь можно говорить в том числе о картельных сговорах. Поэтому в законодательстве появятся дополнительные критерии допустимости, когда антимонопольный орган, проанализировав ту или иную платформу, может сказать о наличии или отсутствии потенциала антиконкурентного картельного сговора. Помимо этих поправок в целях борьбы с картелями ФАС России разработала еще ряд законопроектов, которыми, в частности, предлагается внести изменения также в уголовное законодательство. Так, в УК РФ после принятия поправок появится четкое определение понятия «картель», полностью соответствующее мировому стандарту. То есть, под картелем предлагается понимать не только ограничивающее конкуренцию соглашение, заключенное между хозяйствующими субъектами-конкурентами, но и даже только участие в этом сговоре. Таким образом, у ФАС России при расследовании картелей появится возможность получения результатов оперативно-розыскной деятельности, получения персональных данных и данных об абонентах услуг связи. Кроме того, документом предлагается установить более длительный срок давности для освобождения от ответственности по делам о картелях. То есть, в случае принятия закона, дело об ограничивающем конкуренцию соглашении не сможет быть возбуждено, и возбужденное дело будет подлежать прекращению по истечении 5 лет со дня окончания реализации указанного соглашения. Также планируется прописать правило, согласно которому дело об ограничивающем конкуренцию соглашении, заключение которого указывает на наличие признаков уголовно наказуемого деяния, не может быть возбуждено, и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении 10 лет со дня окончания исполнения указанного соглашения. Надеюсь, что Госдума примет пятый антимонопольный пакет, который обсуждается с представителями РСПП, ТПП России, ОПОРЫ России, Деловой России, общественными и профессиональными организациями. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Алексей Доценко сказал: — Как вы знаете, борьба с картелями является отдельным пунктом национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы. — Картель является одной из форм коррупционных проявлений, это скрытое преступление и нам важно наладить тесное взаимодействие с вами, как в части проведения проверок, так и в части получения материалов оперативно-розыскной деятельности и унификации уголовного и антимонопольного законодательства. По поручению Президента России Владимира Путина нами разработаны поправки к антимонопольному законодательству, при которых ужесточается ответственность за создание картелей. Предполагается наделять правоохранительные органы, проводящие оперативно-розыскные мероприятия, правом передавать нашему ведомству дела по картелям. Сегодня мы детально обсудим вопросы взаимодействия по борьбе с картелями, обменяемся опытом практики и, уверен, нам лучше будут понятны ваши запросы и требования, а нам – легче их выполнять. Желаю нам успешной работы и хочу поблагодарить Ингушетию за теплый прием и отличную организацию нашей работы. С приветственным словом к участникам семинара-совещания выступил и руководитель администрации Главы Ингушетии Магомед Яндиев. — Уважаемый Алексей Викторович, дорогие гости, – обратился он к собравшимся. — От имени Главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова сердечно приветствую вас на земле древней Ингушетии. Большое спасибо вам, что при всей своей занятости нашли возможность провести данный семинар в нашей республике. Проблематика, заявленная на сегодняшнее обсуждение чрезвычайно актуальна для Ингушетии, как и для всех регионов России. Нарушение антимонопольного законодательства, по оценке Президента России Владимира Путина – это преступление, которое сравнимо с государственной изменой. Глава государства считает, что ограничение конкуренции наносит колоссальный ущерб экономике страны и без решения задач в этой сфере мы не сможем двинуться вперед. В соответствии с Указом Президента России «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» все органы власти обязаны содействовать конкуренции как приоритетному направлению в своей деятельности. Однако проблем и недостатков еще остается немало. Очень важно для всех нас сломать сложившийся стереотип бюрократического мышления, когда засилье государственных муниципальных предприятий в экономике является нормальным, а «своим» предприятиям создаются «тепличные условия». Надеюсь, что нам сегодня удастся обсудить имеющиеся проблемы и найти основные точки развития здоровой конкуренции. Желаю семинару плодотворной работы в столь необходимой для страны работе. Участники семинара в течение дня работали на площадках для панельных дискуссий и вырабатывали механизмы взаимодействия в решении данной проблемы. Вечером, в честь 10-летия Ингушского УФАС России состоялся торжественный ужин в столичном ресторане Grand palace Magas. М. Барахоев «Сердало». № 99 (12035), ера, 5 июль, 2018 шу. Четверг, 5 июля 2018 года...