Недобросовестным конкурентам перекроют кислород

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ингушетии состоялась пресс-конференция Подписывайтесь на канал «Ингушетия» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ингушетии состоялась пресс-конференция руководителя ведомства Батыра Точиева.

Собеседник рассказал журналистам о важных моментах, заключенных в Указе Президента России Владимира Путина от 21 декабря 2017 года, который утверждает основные направления государственной политики по развитию конкуренции в нашей стране. — Указ Президента Российской Федерации о развитии конкуренции стал первым подобным документом в нашей истории, — считает Точиев. — Документ определяет принципы взаимодействия государства и общества, предусматривающие нетерпимость к любым проявлениям актов недобросовестной конкуренции и злоупотребления монопольным положением. Органы власти всех уровней будут проводить оценку управленческих решений с учетом последствий таких решений для конкуренции. Мы надеемся, что каждые три года будет проходить актуализация этого документа с учетом современных реалий. Основными целями этого документа, по словам главы ингушского УФАС станут повышение удовлетворенности потребителей как экономической эффективности, так и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, а также стабильный рост и развитие многоукладной экономики государства.

— Указ призван обеспечить во всех отраслях экономики нашей страны, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствие не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу, — пояснил он.

— Кроме того, документ предусматривает снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти к 2020 году не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом и увеличение на 18% закупок у малого и среднего предпринимательства государственными и муниципальными заказчиками и госкомпаниями. Напомнил собеседник в этой связи и о положениях, заключенных в Национальном плане развития конкуренции в России. — Одно из основных положений этого плана — сокращение доли участия государства в экономике, в том числе ограничение создания унитарных предприятий, реформа тарифного регулирования, эффективное предупреждение и пресечение антимонопольных нарушений, приводящих к ограничению и устранению конкуренции на товарных рынках, и поддержка предпринимательской инициативы, включая развитие малого и среднего бизнеса, — рассказал Точиев.

— Также большое внимание в документе уделено сокращению нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти. Указ, подписанный главой государства, определяет вектор развития экономики, основанный на базовых принципах конкуренции. Собеседник особо подчеркнул значимость конкуренции как одной из конституционно значимых ценностей. — Закупки, как любая сфера с огромной вовлеченностью денежных средств, представляют собой область повышенного риска для компаний и бюджетных структур, — подчеркнул он.

— Ежегодно Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы собственными силами выявляют сотни картелей на торгах и привлекают за участие в подобных антиконкурентных соглашениях к административной ответственности хозяйствующих субъектов. Глава ФАС России Игорь Артемьев в ходе пресс-конференции, прошедшей в конце января текущего года, отметил, что Национальный план развития конкуренции, утвержденный Указом Президента Российской Федерации, — уникальный по своей сути акт. Он сказал, что нам сильно повезло, что основатели Конституции нашей страны записали в Основной закон тему конкуренции и указали, что монополизация запрещается. Таким образом, основы были заложены на самом высшем уровне. Точиев сообщил, что для реализации Национального плана развития конкуренции в 2018 году следует разработать более десятка законопроектов. Среди них особенно выделяются изменения законодательства, которые ограничат создание унитарных предприятий на конкурентных рынках, и о запрете приобретения государством и муниципалитетами акций и долей компаний, функционирующих в условиях конкуренции. — Сейчас распространены случаи, когда ГУПы и МУПы занимают товарный рынок, на котором мог бы развиваться бизнес, — отметил руководитель УФАС Ингушетии.

— Разработанные ФАС России инициативы позволят заменить унитарные предприятия на представителей малого и среднего бизнеса. Их будут отбирать на конкурентных закупках, они будут подписывать контракты с высокой ответственностью, и это позволит предотвратить развитие госмонополизма в экономике. Власти всех уровней также несут ответственность за развитие конкуренции. Им запрещено создавать дискриминационные условия для бизнеса. В целях исполнения Национального плана развития конкуренции антимонопольная служба разработала законопроект, предусматривающий запрет создания унитарных предприятий на конкурентных рынках. Точиев проинформировал, что 15 января 2018 года ФАС России направила в федеральные органы исполнительной власти поправки в Закон о защите конкуренции. Они указывают на запрет создания государственных и муниципальных унитарных предприятий на конкурентных рынках. Создание таких предприятий будет возможно только лишь после согласования с антимонопольным органом. Выдача согласия будет производиться в заявительном порядке. В поправках определен закрытый перечень документов, которые нужно будет подать в ФАС России. Сведения о поступившем ходатайстве должны будут размещаться на официальном сайте ФАС России. В течение тридцати дней с даты получения всех материалов антимонопольное ведомство рассматривает их и по результатам принимает решение об удовлетворении ходатайства, о продлении его рассмотрения или об отказе. ФАС России в законопроекте также указала, что может принять решение об удовлетворении ходатайства и о даче согласия на создание ГУПа или МУПа, если такое предприятие создается на рынке с неразвитой конкуренцией. Для этого служба будет проводить анализ товарного рынка. Если ГУП или МУП был создан с нарушением порядка, то у ФАС России есть право подать иск в суд с требованием ликвидировать такое предприятие. В законопроекте эта норма также содержится.

— Антимонопольная служба напоминает, что участие унитарных предприятий оказывает наиболее негативное влияние на конкурентные сферы экономики, — отметил Точиев.

— Очевидно, что действующее законодательство в этой сфере нуждается в реформировании. Стоит отметить, что Указ Президента Российской Федерации об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции предусматривает внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного контроля, и Антимонопольная служба постепенно осваивает такой подход, на очереди — сферы антимонопольного регулирования. Электронизация закупок — технологическая основа высокой конкуренции на торгах и сокращения примитивных процедурных ошибок при проведении закупок. Завершив процесс электронизации, мы сможем перейти к полной цифровизации системы закупок — когда не только форма будет в электронном виде, но и содержание закупки, выбор оптимального поставщика. Для ужесточения ответственности за картели и принятия превентивных мер по борьбе с ними необходимо привести в соответствие положения Уголовного кодекса РФ и антимонопольного законодательства, ввести реестр участников антиконкурентных соглашений, ввести поправки в целях противодействия «цифровым» картелям и реализовать иные нормативные шаги. Точиев рассказал, что в настоящее время в правительстве России на рассмотрении находится законопроект, предполагающий наделение органов, проводящих оперативно-разыскные мероприятия, правом передачи материалов о картелях в ФАС России. Этим же законопроектом планируется кратно увеличить размеры дохода и ущерба, необходимые для наступления уголовной ответственности за картели. Это выведет мелкие картели из-под уголовной ответственности, и для них останется наказание в виде административных штрафов, правда, достаточно крупных. В целях эффективной борьбы с «цифровыми» антиконкурентными соглашениями ФАС России разработала и внедрила многопараметрическую систему мониторинга и выявления торгов на предмет признаков сговора.

— Это высокотехнологичный и удобный метод, позволяющий в режиме реального времени выявлять признаки сговоров с рабочего компьютера, система была апробирована в 2017 году в учебно-методическом центре ФАС России в городе Казани, в ходе чего было выявлено около 40 сговоров на торгах, — сообщил собеседник. — Кроме того, эта система увеличила количество и повысила качество выявляемых сговоров на торгах. Доля выявленных таким методом картелей на закупках составила 80-85%.