Конкуренция должна развиваться на основе Закона

Батыр Точиев сравнительно недавно возглавил управление федеральной антимонопольной службы России по Республике Ингушетия. Он молод, образован, инициативен. Владеет навыками своей профессии и предан делу, которым занимается. Все свои силы и знания направил на то, чтобы максимально обеспечить законность и порядок в конкурентной сфере. Мы попросили его ответить на несколько наших вопросов.

— В начале 2016 года вы говорили, что Ингушскому УФАС России есть чем гордиться, поскольку ни одно дело, возбужденное по вашему постановлению, не проиграно в Арбитражном суде. Год прошел. Вы подтвердили свой результат? Хотелось бы также узнать, как этот год в целом сложился для вашей службы.

– В принципе, можно сказать, что в 2016 году мы не проиграли ни одного дела. Просто по одному делу Арбитражный суд РИ принял решение не в нашу пользу. Но мы отступать не намерены, так как нарушения Закона очевидны, и готовы к обжалованию в Верховном суде РФ.

В прошлом году нами возбуждено больше административных дел, чем в 2015.

– С чем это связано? Больше нарушений допускались или антимонопольная служба активнее работала?

– В 2016 году мы не только активно защитой конкуренции, но столь же активно информировали население через СМИ, более насыщено наполняли собственный сайт, выступали в различных социальных сетях. Посредством всех этих каналов мы неустанно рассказывали о своей деятельности. Помимо этого в Ингушском госуниверситете открыли и ведем специальный курс «Конкурентное право», где не только преподаем студентам, но через них даем дополнительную информацию о своей работе. И как нам видится, все это вкупе дало свои результаты. Количество жалоб в антимонопольный орган заметно возросло.

В частности по государственному закону увеличилось количество жалоб от индивидуальных предпринимателей. После рассмотрения всех поступивших жалоб составлено 320 административных материалов и выдано постановлений на наложение штрафа на общую сумму около 2 млн. рублей.

– Сумма эта изъята?

– Да. Следует заметить, что довольно активно с нами сотрудничала служба судебных приставов. Да и сами нарушители проявили сознательность: признали свои нарушения и не пытались уйти от вмешательства закона.

Хотелось бы отметить еще один момент в нашей работе: у нас достигнута договоренность с правительством республики о том, что мы будем составлять списки злостных неплательщиков из числа чиновников и направлять их в правительство, где на своем уровне будут приниматься соответствующие меры.

– Данный механизм находится в проекте или он уже действует?

– Он уже действует. Летом мы один список направили в правительство и результат не заставил себя ждать. В конце года имел место второй подобный случай. Так что механизм работает и вполне успешно.

Успехом своей деятельности считаем выявление 56 эпизодов по всей стране, где допущены нарушения Закона «О защите конкуренции». Вся история началась с закупки лекарственных препаратов для ингушской республиканской больницы. Начали распутывать клубок, нить вела в различные города Российской Федерации. Проделана колоссальная работа, чтобы доказать, что имел место картельный сговор, в результате которого заключено антиконкурентное соглашение.

– И чем закончилось?

– Дело передано в федеральное управление по борьбе с картелями. В настоящее время на виновных наложены административные штрафы.

По Газпрому мы также проделали неплохую работу. Действие Газпрома у потребителей вызвало немало нареканий, особенно по части постановки на учет. На любые претензии там отвечали, что законодательством сроки постановки на учет не предусмотрели. И рассматривали эти сроки по своему усмотрению. Для начала мы выдали данной организации распоряжение об упорядочении постановки на учет. За ним последовало предупреждение. К этому документу они отнеслись серьезно. Разработали его. Причем не только для Ингушетии, но и для всей территории, где распространяется деятельность ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». Теперь имеется Положение, в котором четко расписаны все шаги субъекта естественной монополии, начиная от принятия заявления.

Это было сделано во избежание дискриминации хозяйствующих субъектов и потребителей.

Так что в госнабжающей организации признали правомерность своих действий и по нашему предписанию добровольно устранили нарушение.

– Это, конечно, можно считать еще одним вашим успехом?

– Безусловно. В центральном аппарате федеральной антимонопольной службы России данный прецедент оценили в семь баллов из десяти максимальных. Замечу, что в СКФО выше семи баллов ни один антимонопольный орган не получил по сей день.

Мадина КОДЗОЕВА

«Сердало» № 25