В чем суть предупреждений и предписаний, выдаваемых ФАС России?

Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов о порядке выдачи предупреждений, предписаний, возможности их изменения и законодательных инициативах по их совершенствованию в условиях цифровизации экономики

В рамках круглого стола Ассоциации НП «Объединение корпоративных юристов» (ОКЮР) состоялась дискуссия по полномочиям ФАС России при выдаче предупреждений и предписаний. Участники круглого стола обсуждали целесообразность проведения анализа рынка перед выдачей предупреждения по признакам нарушения ст. 10 и ст. 14 Закона о защите конкуренции.

Отвечая на вопросы членов ОКЮР, начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов отметил, что наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства достаточно для выдачи предупреждения.

«Вопрос в том, где заканчиваются лишь признаки и где начинается само нарушение? Быть может, рассматриваемые признаки уже являются свершившимся фактом правонарушения? Эта грань почти стерта. А это значит, что если действие или бездействие на товарном рынке нарушают запреты антимонопольного законодательства, то этого достаточно для выдачи предупреждения», - заключил он.

Также обсуждалась позиция ведомства о возможности изменения положений предписания или предупреждения после его выдачи, в случае если лицо, получившее такой документ, хотело бы урегулировать ситуацию иным способом.

«Казалось бы, для этого достаточно небольшой поправки, которая давала бы антимонопольному органу возможность изменить решение и предписание. Однако на практике она может трактоваться крайне широко и привести к различному применению норм антимонопольного законодательства», - заключил он.

Напомним, суть института предупреждения – это возможность для хозсубъекта устранить признаки нарушения, прекратить действия и избежать публично-правовой ответственности, исполнив предупреждение.

Также в рамках мероприятия обсуждалась ответственность за антиконкурентные соглашения, выдача предписаний при рассмотрении дел в области установления тарифов и по итогам рассмотрения ходатайств.

Отметим, «пятый антимонопольный пакет», разрабатываемый ФАС России в рамках реализации положений Национального плана развития конкуренции, предусматривает новые полномочия ведомства в рамках согласования сделок экономической концентрации.

В частности, в целях защиты интересов участников рынков законопроектом предлагается определить дополнительные последствия неисполнения предписания антимонопольного органа, а именно возможность антимонопольного органа обратиться в суд с иском о разрешении использования на территории страны и в интересах развития конкуренции результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих лицу, которому было выдано предписание, либо обратиться в суд с требованием о запрете (ограничении) оборота таких товаров лица.

Также, как уточнил начальник Правового управления, ведомством внесен в Правительство РФ законопроект, уточняющий положения Гражданского кодекса РФ о праве Правительства РФ принимать решения об использовании результатов интеллектуальной деятельности не только в интересах обороны и безопасности, но жизни и здоровья граждан.